Развивающая программа для детей от 1 до 2,5 лет

1-3

Развивающая программа для детей от 1 до 2,5 лет (2 раза в неделю по 40 минут)

Наши дети живут в условиях многочисленных ограничений – это и называется воспитанием. Мы, взрослые, решаем, что можно, а что нельзя. И так и должно быть. Затем будет школа, где еще сильнее укрепится директив по отношению к личности ребенка, затем появятся взрослые социальные институты.… Это очень хорошо, это необходимо для его развития, для жизни в обществе, для сильной воли… Но полезно это будет при одном «но» – если наряду с ограничениями и правилами будет место, где ребенок сможет позволить себе просто быть – быть собой, быть творческим, мечтать, фантазировать, создавать! Именно такое сочетание приведет к тому, что вырастет творческая личность, способная искать и находить выходы из любых ситуаций, верить в свои силы, опираться на себя, ценить свое мнение, знать, что чудеса случаются… человек, не боящийся быть счастливым. Но как узнать, какие проявления эмоций полезны для ребенка, а какие нет? Как не навредить ребенку, поддерживая его порывы, ведь это может быть попустительством, как не избаловать его? Действительно, не так просто в этом разобраться, ведь мы часто опираемся только на свой детский опыт – как воспитывали нас…Где же ребенку найти пространство, чтобы выразить все те импульсы и переживания, которые зарождаются внутри, но не имеют выхода наружу? Ведь именно невыраженные эмоции являются причиной психосоматических заболеваний, приводят к срывам, неврозам, замыканию в себе…

 

Такое пространство, в котором дети могут выразить в самой естественной для них форме (игре) свои страхи, желания, обиды, сомнения и злость, волнения и мечты – предоставляет детям песочница. Песочница является маленькой моделью окружающего мира, местом, где во внешнем мире могут разыграться внутренние баталии и конфликты маленького человека. А выразив их вовне и посмотрев на свой внутренний мир со стороны, ребенок играючи находит решения для вполне реальных жизненных задач. Происходит это за счет того, что на каждом занятии ваш малыш неоднократно создает свой мир из песка – разрушает его – создает новый – и снова и снова… благодаря чему уходит страх ошибок, неуверенность в своих силах, сомнения – это дает ребенку осознание того, что все может пройти, закончиться, и на месте старого, ушедшего начнется новое, а значит и бояться этой большой и пока такой незнакомой жизни не стоит,

 

Практика использования песочной терапии, говорит о том, как творческое отношение к себе, к своей жизни способствует развитию человека, открывает то, что было закрыто, освобождает энергию, закованную комплексами, направляет человека на его собственный путь с использованием его собственных сил. Почувствовав пульс своего сердца, человек приобретает самый верный ориентир и компас для своей жизни.

 

Где малыши учатся делиться игрушками? А где они учатся общаться? Где происходят первые открытия? Где свершаются первые победы? Ну конечно, в песочнице. Все малыши когда-то приходят в песочницу. Кто-то с большим интересом, кто-то с опаской, кто-то с радостью. В нашей «Песочнице» уже через несколько занятий все опасения и страхи проходят, остается только радость и интерес. В каждой группе очень быстро устанавливается свой мир, в котором педагог мягко выставляет четкие правила. В этом мире малыши учатся, общаются и просто получают удовольствие от того, что у них все получается.

 

В нашем центре занятия проводятся с детьми 5-6 человек в большой песочнице. Ребята знакомятся с песком: гладят песок, зарывают в него руки, перекапывают и находят сундук с красивыми камешками, с маленькими сказочными героями.

 

Каждый камешек, каждая фигурка – это право на создание собственной сказки, собственной сказочной страны. Ребята берут себе по камешку или по фигурке и преподаватель рассказывает о правилах волшебников.

 

Детки спонтанно создают одну или несколько стран, в которых живут сказки, создают общую сказку, на основе созданного детьми сюжета в песочнице, разыгрывают её. Созданная детьми страна остается в песочнице для последующих комментариев.
Цель занятия — формирование способности к сотрудничеству, психологической резистентности, способности слушать друг друга, социальной гибкости, отработка стратегий решений сложных ситуаций.

 

Песочная терапия — это подача детям психологической информации: ритуал входа, знакомство с правилами, спонтанная игра, сочинение сказки, интеграция с жизненной практикой, ритуал выхода.

 

Ну и, наконец, вывод: ПЕСОЧНИЦА — среда  в которой оживают сказки, оживает любая информация необходимая для ребенка!

 

Работать с песочницей мы начинаем сразу: сначала строим сказочные города, придумываем, что произойдет с жителями во время стихийного бедствия. Такие занятия проводятся с целью диагностики и психопрофилактики. Здесь можно определить лидера, конфликтного ребенка, выявить скрытые таланты.

 

Взаимодействие с песком стабилизирует эмоциональное состояние. Мне неоднократно приходилось наблюдать, как возбужденные дети, приходившие на занятие, успокаивались, становились значительно добрее. Наряду с развитием тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики, мы стараемся научить детей прислушиваться к себе и проговаривать свои ощущения. А это, в свою очередь, способствует развитию речи, произвольного внимания и памяти. Но самое важное — ребенок получает первый опыт рефлексии, учится понимать себя и других.

 

Слова на песке можно писать печатными и письменными буквами, сначала пальчиком, потом палочкой, держа ее как ручку. Песок позволяет дольше сохранить работоспособность ребенка. Ошибки на песке исправить проще, чем на бумаге, где всегда видны следы ошибок. Это дает возможность ребенку ощущать себя успешным.